AdBlue что это такое? Зачем нужен и как заливать AdBlue, (мочевина)?
Зачем нужен AdBlue?
Двуокись азота, которая присутствует в выхлопных газах автомобилей с ДВС, является крайне опасной для организма человека. При том что чем больше мощность развивает двигатель, тем больше растет их доля. Особенно эта проблема актуальна, для дизельных двигателей. В начале пути борьбы с вредными веществами, обходились системой рециркуляции отработанных газов (установка клапана EGR). С ростом количества автомобилей с ДВС а также их мощностью, все более остро становится вопрос о вреде продуктов сгорания для окружающей среды.
В связи с этим, нормы токсичности постоянно пересматриваются и становятся более жесткими. Для решения этого вопроса понадобились радикальные меры, а именно применение системы селективного каталитического восстановления (SCR), которая предусматривает использование реагента AdBlue. Важным моментом является нюанс избирательного каталитического восстановления. Это означает что благодаря этой технологии снижается содержание только оксидов азота.
Состав AdBlue?
AdBlue- представляет собой раствор деминерализованной воды (67,5%) и высоко очищенной мочевины (32,5%).
Как работает технология SCR?
Впрыск реагента, непосредственно в систему выпуска, в поток разогретых выхлопных газов, происходит с помощью форсунки. Вследствие реакции, которая протекает под температурой выше 200 градусов AdBlue распадается на аммиак и углекислоту.
Таким образом мы получаем аммиак с безопасного реагента, именно в том количестве, который необходим для преобразования оксидов азота. Благодаря которому в катализаторе окислы азота (NOx) превращаются в безвредную смесь атмосферного азота и водяного пара.
Блок управления двигателем, постоянно производит точный расчет необходимого количества AdBlue, в зависимости от режимов работы ДВС.
На выходе катализатора системы SCR установлен датчик, который производит замеры уровня окислов азота, от его показаний и зависит порция необходимого реагента.
Аналоги AdBlue:
AUS 32
DEF
Качество мочевины?
Производство реагента AdBlue строго контролируется Ассоциацией Автомобильной Промышленности Германии (VDA) на соответствие качеству DIN 70070 и ISO 22241. Разрешение на выпуск продукции под торговой маркой AdBlue получить не так просто, только после прохождения соответствующих проверок на технологию производства, а также продукт на выходе, под контролем Ассоциации VDA.
Сама мочевина активно используется в агросекторе как удобрение. Но важным моментом следует отметить, что система SCR, является дорогостоящей и которая крайне требовательна к качеству реагента. Элементы системы SCR являются точными и особо чувствительными. Даже самые малые примеси посторонних веществ в самой мочевине могут критически влиять на работоспособность компонентов, ремонт которой может обойтись от 1 до 2 тысяч евро.
Какой расход AdBlue?
Расход реагента напрямую зависит от режимов работы двигателя, для легковых автомобилей этот показатель составляет порядка 3-5% от расхода топлива, для грузовиков 6%.
Как понять что AdBlue не подделка?
При покупке реагента AdBlue, необходимо проверить на фирменной наклейке наличие лицензионного логотипа AdBlue, а также наличие логотипа компании производителя, продавца или дистрибьютора, которая отвечают на все спорные вопросы относительно качества.
VDA предлагает дополнительную информацию на своем веб-сайте www.vda.de в разделе «AdBlue» с актуальным списком лицензиатов и информационным бюллетенем AdBlue.
Хранение и транспортировка AdBlue?
Реактив AdBlue вступает в реакцию с металлами:
латунь;
чугун;
цинк;
медь;
алюминий.
В результате реакции с ними образуются соли, которые могут вывести со строя катализатор.
Недопустимо присутствие в реагенте AdBlue посторонних примесей:
растворители;
горюче-смазочные материалы;
пыль и другие природные или химические вещества.
Не допустим контакт AdBlue:
с некоторыми разновидностями пластика;
изделиями из оцинкованной и малоуглеродистой стали;
никелированные сплавы;
водопроводной водой.
Разрешен контакт AdBlue:
изделия из высоколегированной стали
чистым полипропиленом и полиэтиленом.
Запрещено разбавление реагента AdBlue, так как любое изменение концентрации, может разрушить дорогостоящую систему SCR. Также на некоторых автомобилях система контролирует качество AdBlue.
Температурный режим от -5 до +20 градусов. Запрещено попадание прямых солнечных лучей. AdBlue при понижении температуры ниже -11 градусов кристаллизуется, но при оттаивании своих свойств не теряет. Элементы системы SCR оснащены подогревом, поэтому зимняя эксплуатация автомобиля обеспечивается даже при температурах ниже -11 градусов. Adblue не подвержен линейному расширению как вода, поэтому бак для мочевины не лопнет, даже если автомобиль долго стоит при температуре ниже -11 градусов. Реагент AdBlue нетоксичен, негорючий, невзрывоопасен, безвреден для людей и животных.
Что будет, если мочевина закончится?
При снижении уровня реагента, первое предупреждение водителя система производит заблаговременно (более детальная информация о первом и последующих предупреждениях описана в руководстве по эксплуатации автомобиля). Если игнорировать данное сообщение и допустить полное опустошение емкости, на некоторых автомобилях двигатель перейдет в аварийный режим, тем самым уменьшит значительно мощность, с целью сокращения количества выбросов в выхлопных газах, а на некоторых авто, вообще не будет возможности запустить двигатель.
Вот к примеру на автомобиле Mercedes Vito 2020 года выпуска.
В случае если закончился AdBlue и заблокирован запуск двигателя, Вам необходимо:
долить реагента примерно 4 литра;
включить зажигание примерно на 1 минуту, для того чтобы система распознала новый уровень заполнения;
После распознавания уровня заполнения мочевины, запуск двигателя должен быть разблокирован.
Заправка раствора AdBlue
С целью предотвращения ошибочной заливки в бак AdBlue других жидкостей, конструкция горловины выполнена с диаметром меньше заправочного пистолета топлива, не предназначенного для AdBlue. В некоторых случаях, горловина для заправки реагента, находится в достаточно неудобных местах, во избежание случайного попадания реагента на части автомобиля, предусмотрена специальная заправочная емкость со штуцером и клапаном, который открывает подачу жидкости, при полном подключении к заправочной горловине.
Крышка заправочного бака реагента снабжена синей крышкой со специальной табличкой AdBlue.
Если вы заправляете AdBlue при температурах ниже -11 градусов, уровень AdBlue может неправильно отображаться на щитке приборов. Поэтому необходимо проехать с замороженным реагентом AdBlue примерно 20 минут. После этого припаркуйте автомобиль примерно на 30 секунд, чтобы уровень отобразился правильно.
В случае попадания реагента на части авто, требуется как можно быстрее смыть его водой, во избежание повреждения контактных поверхностей.
Стоит ли боятся системы SCR/AdBlue?
На самом деле данная технология давно используется на электростанциях и грузовиках. При использовании реагента AdBlue соответствующего качества, и своевременной дозаправке, проблем особых автовладелец не почувствует. Поэтому ответ на вопрос: Не стоит бояться системы селективного каталитического восстановления SCR с использованием реагента AdBlue.