Лямбда-зонд причины неисправности и типы датчиков кислорода

Каждый автовладелец слышал об о новых стандартах снижения выброса автомобиля. Для более полного сгорания топлива и уменьшения выбросов в автомобиле применяется катализатор. Все автомобили, оснащенные этим устройством, используют для оценки его работы и корректировки смеси и фазы зажигания используют лямбда зонд. На некоторых автомобилях их может быть даже два, один до катализатора второй после. Лямбда зонд или как его еще называют кислородный датчик довольно хрупкая деталь, которая находится в агрессивных условиях. Такие условия работы приводят к выходу из строя кислородного датчика. При его поломке автомобиль уже не может полноценно функционировать.

Принцип работы и виды лямбда-зонда

Лямбда-зонд постоянно измеряет уровень кислорода в химическом составе выхлопных газов.

Этот показатель должен колебаться в диапазоне от 0,1 до 3%. В большинстве автомобилей кислородный датчик располагается выпускном коллекторе. В бюджетных автомобилях получил распространение двухканальный датчик, фиксирующий только отклонение в большую или меньшую сторону.

В автомобилях бизнес класса уже применяется мультиканальное измерение с помощью двух лямбда-зондов которые способны уже обеспечить измерение в процентном соотношении. Такие показатели благотворно сказываются на работе двигателя. В частности, это позволяет двигателю устойчиво работать, удерживать холостые обороты, происходит более полное сгорание топлива и его экономия, что обеспечивает меньшее количество выбросов в атмосферу. С электрической точки зрения, кислородный датчик меняет сопротивление в зависимости от содержания кислорода. Блок управления измеряя сопротивление принимает меры, корректируя состав топливно-воздушной смеси и управляя впрыском.

Причины неисправности лямбда-зонда

Сломаться датчик кислорода может по различным причинам что в свою очередь повлечет не стабильную работу двигателя и повышенный расход топлива.

На работу лямбда датчика могут повлиять:

  • механические повреждения, которые привели к разгерметизации корпуса, повлекшие за собой попадание внутрь воздуха и выхлопа
  • высокая температура в следствии нарушений в работе системы зажигания или неудачного тюнинга
  • длительный срок эксплуатации или большое количество часов наработки
  • блокировка продуктами горения рабочей поверхности датчика, как правило при некачественном топливе
  • проблемы с электропроводкой
  • удар по корпусу датчика или его падение

 

Этапы выхода из строя датчика кислорода

На начальных стадиях не стабильная работа может проявляться только на высоких оборотах или нагрузках. Далее при деградации электромеханических свойств неустойчивая работа может быть на холостых оборотах, они будут отклонятся на 300-600 оборотов от нормы. Внешними проявлениями могут быт хлопки, подергивания, а на приборной панели высветится ощибка.

Также неисправность может проявляться только на холодном двигателе. При прогретом двигателе работает нормально, а на холодную ведет себя как при неисправной топливной системе. При таких симптомах тоже стоит обратить внимание на лямбда-зонд. Если проигнорировать эти симптомы, то датчик выйдет из строя полностью, что повлечет за собой повышение расхода топлива на 10-15%. Также увеличиться количество выбрасываемых вредных веществ. В современных автомобилях может полностью заблокироваться возможность дальнейшего движения и автомобиль перейдет в аварийный режим.

Не пытайтесь восстановить кислородный датчик, они не подлежат восстановлению, если это не засор от некачественного топлива. Во всех остальных случаях лямбда зонд требует диагностики и своевременной замены. Замена датчика влечет за собой не только заботу об экологии, а  также продлевает ресурс двигателя за счет его более стабильной работы.

;